«Все эти шаманские пляски с кюветой в руках так похожи друг на друга. Все манипуляции, все жонглирования процессами другой фотографии от щелчка затвора фотоаппарата до сушки готового фотоотпечатка происходят по привычному, разработанному полтораста лет назад сценарию, где непременно присутствуют негативы (или позитивы), некие химикаты, рамка для контактной печати, источник света и куча кювет всех возможных калибров для проявки, промывки, фиксирования и тонирования готового изображения.
Справедливости ради добавлю, что достигшие успеха доки, съев в этом деле (как выразилась одна знакомая художница) «синюю собаку», никогда не останавливались на достигнутом, рассматривая процесс цианотипии исключительно как исходную точку или старт. Многие уходили в родственную каллитипию. Для безболезненного переключения очень часто использовали для этого вандик (правильно, вандейк — по имени художника Антониса ван Дейка) — пограничный между цианотипией и каллитипией процесс, достаточно простой, но поднимающий фотографа на принципиально новый уровень владения техникой и материалом.
Гуммимасляная печать (gumoil) — совершенно иной принцип получения изображения, изобретённый не так давно, каких-то 25 лет назад, но уже завладевший умами и сердцами почитателей всего мира. Набирает популярность, скорее больше из соображений благородства используемых металлов, платино-палладиевая печать.»
[из рабочей рукописи «Пикселя Турнбуля»]. Фото: автора («Маска», цианотипия на тонированном картоне, 14х20)