Традиция книг, изданных без помощи издательств, существовала всегда, сколько, собственно, существуют сама книга. Мировая история книгопечатания уверяет нас, что типографская деятельность встала на колёса с возникновением печатного станка Гутенберга. Случилось это примерно в 1440 году. Однако книгопечатанием занимались сильно задолго до этого. Известно, что печать книг изобреталась как минимум дважды. В первом тысячелетии руку приложили к этому китайцы. Достоверно известно, что первый печатный текст, точно датированный по времени – Алмазная сутра –  появился в 868 году. Второй раз книгопечатание появилось несколько веков позднее в Европе. В обоих случаях использовался метод ксилографии – получение оттиснутых изображений с деревянных досок. Гутенберг же заменил недолговечное дерево на свинец и медь, а главное, придумал наборный шрифт, то есть сделал литеры подвижными. 

 

       Так что же было до появления «вселенной Гутенберга»? И можно ли считать Алмазную сутру самиздатом? В широком смысле, да. Даже Гутенберг со своим уникальным станком сделал революцию в области книгопечатания, но никак не в области книгоиздательства. Условно говоря, все книги, выходившие из-под его станка были самиздатом. Первое в мире издательство зафиксировало свою деятельность 20 июля 1534 года в Кембридже, то есть спустя почти сто лет с момента появления гутенберговской печати. 

 

 

       Термин «самиздат» широко известен у нас в стране, прежде всего, благодаря советской цензуре, как способ неофициального, а потому неподцензурного производства и распространения литературных текстов. Советская эпоха давно канула в лета, а самиздат, переосмыслив самого себя, остался. Теперь он преследует совсем иные цели. Будучи окутанный вседозволенностью оцифрованной реальности, самиздат сегодня – это ностальгия по андеграунду и бунтарству, а ещё физический результат работы, тактильно ощущаемый кончиками пальцев. 

 

       Цель этого проекта – сохранение культурного, точнее, субкультурного наследия российских зиноделов в виде малотиражных и сильнокустарных DIY-изданий на бумаге, выпущенных в формате «журнал» в период с 2001 года по настоящее время. Подобные изделия имеют своё название – зин или фанзин, как производное от fan magazine. Это тонкие на скрепках брошюры, размноженные на ксероксе или ризографе, в большинстве своём, предлагают читателю порцию картинок с текстом или без него. Такой способ подачи материала лучше всего работает на ощущения, собственно, то, чего и добиваются авторы-зиноделатели. Они ретранслируют читателю через собственную самобытную экспрессию (подчас облачённую в форму провокации), впечатление и ощущение. 

 

       К сожалению, в последние пять или шесть лет наблюдается постепенный спад интереса к зин-культуре. Не берусь тут рассуждать о причинах подобного явления, но оставляю надежду, что история, имея обратный ход, расставит всё по полочкам, по своим местам. А пока этого не случилось, хочется сохранить то, что уже есть, собрать, упорядочить и каталогизировать те многочисленные артефакты, которые гуляют по рукам фанатов зиноделия или пылятся на полках коллекционеров. 

 

       Друзья! Обращаюсь ко всем неравнодушным к данном проблеме. Каждый может внести свою посильную лепту. Для этого прошу делиться с проектом любыми своими изданиями фанзинов, выпущенных на территории России, Украины и Белоруссии в период с 2001 года по настоящее время. Интересуют любые издания, объёмом до 144 страниц включительно, отпечатаннные на физическом носителе (бумага, ткань и т.д.). Также жду Ваших критических замечаний и рациональных предложений на почту mail[гав]aevtushenko.ru