ПОДСМОТРЕНО В «ПРОЕКТАХ»: ФЕТИШИСТСКИЕ ГИБРИДЫ КОНЦЕПТУАЛЬНО ЗАРЯЖЕННЫХ ВЕЩЕЙ / 2018, Jan 24

Говорят, формат имеет значение, и не стоит рассчитывать на успех, если твой продукт, к примеру, всего лишь текст. Очевидно, текст — не фотография и не логотип, чтобы сразу понять, хочется или нет купить. Мы должны обладать неким знанием о содержимом и быть знакомы со стилем автора, дабы определиться с личными симпатиями. Но что делать, когда такой возможности нет? Ответ может показаться неожиданным: надо визуализировать текст или (если угодно) текстуализировать живопись. Слишком сложно? Нет, это проще, чем кажется на первый взгляд. Проще и изящнее! Попытки гибридизировать живопись и текст уже предпринимались ровно на этом месте, примерно полгода назад (летом 2017-го). Я тогда подумал, что было бы здорово попробовать столкнуть воедино бумажное изящество книги с декоративностью холста. Итог вылился в чрезвычайно фетишистское изделие, где место страницам уступали грубые, с тактильным эффектом холсты.Стараясь следить за современными тенденциями в печатном деле, я не мог обойти вниманием феномен фанзина — любительского малотиражного периодического (или нет) издания, выпускаемого ручным трудом, а не полиграфическим машинным. [Читать полную версию статьи]

В НОВЫЙ ГОД С НОВЫМИ ФОРМАТАМИ / 2018, Jan 7

Уже наступил новый 2018 год, а старый всё ещё кропит новостями, по счастью, приятными. В конце прошлого года продавец электронных книг в России компания «Литрес» сделала сразу два подарка. Во-первых, поставлена точка в долгом двухлетнем препирательстве между мной и агрегатором относительно перевёрстки и переформатирования бумажной версии учебника «От нуба до виртуоза: цианотипия 3.0» в электронное издание. Итог: с 10 ноября 2017 года книга доступна в формате PDF. Со времени появлении позиции на сайте учебник успел стать хитом продаж в категориях  «Искусство фотографии» и «Руководства», что, конечно же, приятно. Во-вторых, совместно с издательством «Рипол Классик» компания «Литрес» запустила электронный ремейк бумажного издания «Москва винтажная. Путеводитель по московским барахолкам» с исправленными багами предыдущей корректорской версии, дополненный и облагороженный иллюстративным фотоматериалом, за что тоже огромное человеческое и авторское спасибо всем, кто принимал в этом улучшении участие. Книга доступна для скачивания с 23 ноября 2017 года на сайте в тринадцати форматах. Доступны бесплатные ознакомительные фрагменты. 

НЕ СТАЛО МАСТЕРА / 2017, Dec 12

Умер Сергей Николаевич Есин. Не стало мастера, учителя, наставника, писателя, большого, по-настоящему великого человека. Он не дожил всего недели до своего 82-летия. Потеря страшная, особенно для тех, кто был лично с ним знаком. На протяжении 14 лет — с 1992 по 2006 года — Сергей Есин был ректором Литературного института. В стенах Лита его помнят по сей день, отзываясь более, чем трепетно. Вот что написал вчера вечером на своей странице в социальной сети один из его воспитанников Александр Торопцев:

 

«Это тяжёлая утрата для кафедры творчества. Очень светлый, талантливый и добрый человек. Он преподал нам важнейший урок — помогать тем, кто начинает творческий путь. Вспомните об этом, когда станете большими писателями. Светлая память…»

ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗВИНЕНИЕ ПЕРЕД ЧИТАТЕЛЯМИ / 2017, Dec 8

В жизни каждого из нас есть нечто неизменяемое, но непременно повторяемое. Отсюда, кстати, цикличность истории, основная причинность которой - цивилизация не извлекает уроков из собственных ошибок. В частном случае, в границах жизни человека подобных лейтмотивов тоже много. К чему я это? К собственным ошибкам, из которых надо извлекать урок. Сегодня я вынужден официально извиниться перед читателем за то баснословное количество случайных описок и опечаток, которые были умело перенесены книгоиздателями «РИПОЛ Классика» из рукописи «Москвы винтажной» в книгу. Несмотря на все заверения о том, что текст вычитывался и корректировался неоднократно, в это верится, откровенно говоря, с большим трудом. Стараясь более не повторить ошибок прошлого, я предусмотрительно решил обойти ляпы- «грабли», пригласив на редактуру и корректуру нового романа, третью незаинтересованную сторону. Вернее, как раз наоборот: заинтересованную в устранении опечаток, удалении помарок, латании сюжетных дыр и поиске алогизмов. Надеюсь, это поможет тексту быстрее обрести прибежище в лице издательства, требующего от рукописи максимальной чистоты, а читателю, купившем книгу и отыскавшем по недогляду штатного корректора обидную помарку, не распыляться в праведном гневе, поскольку (надеюсь!) таких ошибок он больше не увидит. В моих планах также исправить досадный промах с первым изданием, которое оставшись с обидными ляпами, по воле издательства лишилось, к тому же, всего иллюстративного материала. Я подумываю издать лимитированным тиражом авторскую версию «Москвы винтажной» в полноцветной печати и твёрдом переплёте. Во второе, переработанное и вычищенное от помарок издание войдёт примерно сотня фотографий и парочка доп.интервью, не опубликованных по причине запоздавшего согласования. Наконец, два слова о новой книге. Её выход запланирован на 2018 год, и у неё есть название – «Асимметрия». Это объёмистый роман, который я бы хотел увидеть опубликованным не только под одной обложкой, но и в одном из наших «толстых»  журналов («Нева», «Юность», «Знамя», «Новый мир», др.). Пока это только желание, время же покажет его реализуемость.

 

ПОДСМОТРЕНО В «ПРОЕКТАХ»: КЛАДОВКА ГУТЕНБЕРГА / 2017, Dec 24

Традиция книг, изданных без помощи издательств, существовала всегда, сколько, собственно, существуют сама книга. Мировая история книгопечатания уверяет нас, что типографская деятельность встала на колёса с возникновением печатного станка Гутенберга. Случилось это примерно в 1440 году. Однако книгопечатанием занимались сильно задолго до этого. Известно, что печать книг изобреталась как минимум дважды. В первом тысячелетии руку приложили к этому китайцы. Достоверно известно, что первый печатный текст, точно датированный по времени – Алмазная сутра –  появился в 868 году. Второй раз книгопечатание появилось несколько веков позднее в Европе. В обоих случаях использовался метод ксилографии – получение оттиснутых изображений с деревянных досок. Гутенберг же заменил недолговечное дерево на свинец и медь, а главное, придумал наборный шрифт, то есть сделал литеры подвижными. 

Так что же было до появления «вселенной Гутенберга»? И можно ли считать Алмазную сутру самиздатом? В широком смысле, да. Даже Гутенберг со своим уникальным станком сделал революцию в области книгопечатания, но никак не в области книгоиздательства. Условно говоря, все книги, выходившие из-под его станка были самиздатом. Первое в мире издательство зафиксировало свою деятельность 20 июля 1534 года в Кембридже, то есть спустя почти сто лет с момента появления гутенберговской печати.

Полную версию публикации читайте здесь.