Меню Закрыть

«Кладовка Гутенберга»

       Традиция книг, изданных без помощи издательств, существовала всегда, сколько, собственно, существуют сама книга. Мировая история книгопечатания уверяет нас, что типографская деятельность встала на колёса с возникновением печатного станка Гутенберга. Случилось это примерно в 1440 году. Однако книгопечатанием занимались сильно задолго до этого. Известно, что печать книг изобреталась как минимум дважды.

       В первом тысячелетии руку приложили к этому китайцы. Достоверно известно, что первый печатный текст, точно датированный по времени – Алмазная сутра – появился в 868 году. Второй раз книгопечатание появилось несколько веков позднее в Европе. В обоих случаях использовался метод ксилографии – получение оттиснутых изображений с деревянных досок. Гутенберг же заменил недолговечное дерево на свинец и медь, а главное, придумал наборный шрифт, то есть сделал литеры подвижными.

       Так что же было до появления «вселенной Гутенберга»? И можно ли считать Алмазную сутру самиздатом? В широком смысле да. Даже Гутенберг со своим уникальным станком сделал революцию в области книгопечатания, но никак не в области книгоиздательства. Условно говоря, все книги, выходившие из-под его станка были самиздатом. Первое в мире издательство зафиксировало свою деятельность 20 июля 1534 года в Кембридже, то есть спустя почти сто лет с момента появления гутенберговской печати.

       Термин «самиздат» широко известен у нас в стране, прежде всего, благодаря советской цензуре, как способ неофициального, а потому неподцензурного производства и распространения литературных текстов. Советская эпоха давно канула в лета, а самиздат, переосмыслив самого себя, остался. Теперь он преследует совсем иные цели. Будучи окутанный вседозволенностью оцифрованной реальности, самиздат сегодня – это ностальгия по андеграунду и бунтарству, а ещё физический результат работы, тактильно ощущаемый кончиками пальцев.

       Сегодня, если ориентиром выбирать тиражи выходящих в бумаге книг, можно смело заявить: массовая книга, как никогда близка к тому, чтобы стать раритетом. Может, именно поэтому спрос на бумажную книгу по-прежнему высок. Подобные изделия в век интернета и нематериальных объектов — с набором двоичных последовательностей — приобретают особый, почти сакральный смысл. Они не просто носитель информации, как флешка или диск. Бумажная книга — это арт-объект, вполне претендующий быть произведением искусства по форме, подлинником созданным рукой художника–мастера и вобравшей в себя труд многих людей: дизайнеров, печатников, переплётчиков. Книга, как картина, безусловно, требует подрамник и багет, в том смысле, что ей нужно не только наполнение, но и исполнение: качественно сделанный переплёт, дорогая бумага, удобный шрифт, полноцветные иллюстрации. Электронной же книге доступно только содержание. Электронные книги – чистая информация. В них нет формы, а только объём, измеримый битами двоичной информации.

       ЦЕЛЬ ЭТОГО ПРОЕКТА

       Цель этого проекта — издание книг, которые лучше бы всего работали на ощущения. Говорят, что формат имеет значение и не стоит рассчитывать на успех, если твой продукт, к примеру, всего лишь текст. Очевидно, текст — не фотография и не логотип, чтобы понять сразу, хочется купить или нет. Мы должны обладать неким знанием о содержимом и быть знакомы со стилем автора, дабы определиться с личными симпатиями. Решение тут может показаться неожиданным: надо визуализировать текст или (если угодно) текстуализировать живопись. Когда я в первый раз сравнил книгу и картину, то подумал, почему бы не попробовать столкнуть воедино бумажное изящество книги с декоративностью холста? Да, ведь холст — самый что ни на есть «картинный» материал, и он может стать отличной альтернативой бумаге, вернее, дополнить её. 

Вернуться к началу